Пояснительная записка
к учебному плану 2020- 2021 учебный год
муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения«Детского сада «Солнышко»Дербентского района село Кала.
Учебный план для ДОУ является нормативным документом, устанавливающим
перечень образовательных областей и объем учебного времени, отводимого на
проведение ООД.
При составлении учебного плана по реализации основной образовательной
программы учитывались следующие нормативно-правовые документы:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г.
№273;
Комментариями к ФГОС дошкольного образования, утвержденными приказом
Министерства образования и науки РФ от 28.02.2014г №08-249
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
«Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и
организации режима работы в дошкольных организациях» (утв.
постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от
15.05.2013 г. № 26);
Устав МБДОУ «Детский сад «Солнышко»;
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования МБДОУ
«Детский сад «Солнышко»; «От рождения до школы».
В учебном плане распределено количество занятий, дающее возможность
использовать модульный подход, строить учебный план на принципах
дифференциации и вариативности.
Учебный план определяет организацию воспитательно-образовательного процесса в
учреждении и структуру основной общеобразовательной программы дошкольного
образования, реализуемой в ДОУ.
Программа состоит из двух частей:
Обязательной части;
Части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательна часть - обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе, а
именно необходимый и достаточный уровень развития ребенка для успешного
освоения им основных образовательных программ начального общего образования.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, сформирована в
соответствии с видом ДОУ – с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно-эстетическому развитию дошкольников и реализуется через
дополнительные занятия приоритетного направления и кружковые занятия. Эта часть
плана отражает специфику нашего образовательного учреждения, позволяет более
полно реализовывать социальный заказ на образовательные услуги, учитывать
специфику национально-культурных, климатических условий, в которых
осуществляется образовательный процесс.
Объем обязательной части программы составляет не менее 60% времени,
необходимого для реализации программы, части, формируемой участниками
образовательных отношений – не более 40% общего объема программы
В учебный план включены пять образовательных областей.
Образовательные области регионального компонента согласуются с требованиями
федерального компонента и реализуются посредством интеграции его в занятия и
совместную деятельность воспитателей и детей.
1. 1.Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и
нравственные ценности;
развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции
собственных действий;
развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной
отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со
сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к
своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации;
формирование позитивных установок к различным видам труда и
творчества;
формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Организация деятельности по образовательной области «Социальнокоммуникативное развитие» проводится за рамками непосредственно
образовательной деятельности.
Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через
формирование представлений о народных этикетных нормах и традициях
дагестанского народа, понимания гендерной, семейной принадлежности с учетом
особенностей и традиций народов Дагестана. Региональный компонент также
реализуется через развития интереса к национальной культуре и историческому
прошлому дагестанского народа, отраженного в памятниках, символике; воспитания
чувства любви к Дагестану как малой родине.
2. Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает:
развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
формирование познавательных действий, становление сознания;
развитие воображения и творческой активности;
формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах
окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме,
цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом,
пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой
родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об
особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
Региональный компонент в этой образовательной области реализуется через
обогащение представлений о жителях города, республики, истории села, района,
республики, их отражении в народном творчестве (сказки, легенды); о родственных
связях, труде, обычаях и традициях народов Дагестана. Региональный компонент также
реализуется через обогащение представлений о климатических особенностях
края, неживой природе, животном и растительном мире Республики Дагестан,
экологической обстановке с использованием рассказов о родной природе, бесед,
экскурсий и т.п.
3. Образовательная область «Речевое развитие» включает:
владение речью как средством общения и культуры;
обогащение активного словаря;
развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи;
развитие речевого творчества;
развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического
слуха;
знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух
текстов различных жанров детской литературы;
формирование звуковой аналитико-синтетической активности как
предпосылке обучения грамоте.
Региональный компонент реализуется через ознакомление с местным
фольклором, писателями и поэтами Республики Дагестан, художественными и
познавательными произведениями о столице, районе, республики, природе нашего
края.
4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
предполагает:
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания
произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру;
формирование элементарных представлений о видах искусства;
восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;
стимулирование сопереживания персонажам художественных
произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей
(изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Региональный компонент включает в себя ознакомление с музыкальными
произведениями дагестанских композиторов, народными песнями, танцами.
Ознакомление детей с достижениями современного искусства и традиционной
народной культуры Дагестана, изучение специфики художественных промыслов
народов и национальностей Республики Дагестан.
5. Образовательная область «Физическое развитие» включает приобретение
опыта в следующих видах деятельности детей:
двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений,
направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость;
способствующих правильному формированию опорно-двигательной
системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой
моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму,
выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе
стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение подвижными играми с правилами;
становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере;
становление ценностей здорового образа жизни, овладение его
элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании,
при формировании полезных привычек и др.).
Региональный компонент включает в себя ознакомление детей с видами спорта,
распространённых в Дагестане (вольная борьба, волейбол, футбол), спортивными
традициями и праздниками; подвижными играми народов Дагестана.
Конкретное содержание образовательных областей зависит от возрастных и
индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами Программы и
может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре,
познавательно-исследовательской деятельности и т.д.).
Часть формируемая участниками образовательного отношения - учебного
плана соответствует предельно допустимой нагрузке и требованиям государственного
стандарта.
Максимально допустимый объем недельной учебной нагрузки на воспитанника
ДОУ соответствует требованиям СанПиН.
Для детей раннего возраста от 1,5 до 3 лет длительность непрерывной
непосредственно образовательной деятельности не превышает 10 мин.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей 4-го года жизни - не более 15 минут, для детей 5-го года жизни - не более 20
минут, для детей 6-го года жизни - не более 25 минут. Максимально допустимый объем
образовательной нагрузки в первой половине дня в младшей и средней группах не
превышает 30 и 40 минут соответственно, а в старшей группе - 45 минут. В середине
времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят
физкультминутку. Перерывы между периодами непрерывной образовательной
деятельности - не менее 10 минут.
Непосредственно образовательная деятельность по физическому развитию детей в
возрасте от 3 до 7 лет организуется 3 раза в неделю. Один раз в неделю для детей 5-7
лет круглогодично организовывается непосредственно образовательная деятельность
по физическому развитию детей на открытом воздухе.
Вариативная часть программы включает совместную кружковую
деятельность воспитателя и детей. Содержание вариативной части учебного плана не
превышает допустимой нагрузки по всем возрастным группам.
Общая учебная нагрузка (непосредственно образовательная деятельность)
обязательной и вариативной частей плана по всем направлениям развития
составляет:
в младшей группе – 10 (СанПиН – 11)
в средней группе – 10 + 2 (СанПиН – 12)
в старшей группе – 12 + 2 (СанПиН – 15)
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников
в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по
каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной
деятельности детей - 3-4 часа в день для всех возрастных групп.
В соответствии с СанПиН в летний период проводятся занятия только эстетическиоздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства).
В течение двух недель в сентябре (до образовательной работы) и мае (после
образовательной работы) в соответствии с требованиями Стандарта к результатам
освоения Программы определяются целевые ориентиры возможных достижений
ребёнка в каждой возрастной группе.
В соответствии с базовой программой воспитатель может варьировать место
занятий в педагогическом процессе, интегрировать содержание различных видов
занятий в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания, их
место в образовательном процессе; сокращать количество регламентированных
занятий, заменяя их другими формами обучения.
Учебный план на 2020 – 2021 учебный год.
Непосредственно
образовательная
Группы
Объём образовательной нагрузки (в минутах)
В неделю
В месяц
В год
деятельность
младшая
группа
Колво
Время
(в
мин.)
Колво
Время
(в мин.)
Колво
Время
(в мин.)
ФЭМП
1
15
4
60
36
540
Окружающий мир
1
15
4
60
36
540
1
15
4
60
36
540
Рисование
1
15
4
60
36
540
Лепка (1 раз в две недели)
0,5
15
2
30
18
270
Аппликация (1 раз в две
недели)
- Музыкальное воспитание
0,5
15
2
30
18
270
2
30
8
120
72
1080
«Физическое развитие»
3
45
12
180
108
1620
«Познавательное развитие»:
(от 2 до 4
лет)
«Речевое развитие»:
Развитие речи
«Художественноэстетическое развитие»:
-Продуктивная деятельность:
«Социально коммуникативное развитие»
Итого:
Интегрируется в режимные моменты и совместную
деятельность
10
165
40
600
360
5400
ФЭМП
1
20
4
80
36
720
Окружающий мир
1
20
4
80
36
720
«Познавательное развитие»:
Средняя
группа (от 4
«Речевое развитие»:
до 5 лет)
Развитие речи
1
20
4
80
36
720
Рисование
1
20
4
80
36
720
Лепка (1 раз в две недели)
0,5
20
2
40
18
360
Аппликация (1 раз в две
недели)
-Музыкальное воспитание
0,5
20
2
40
18
360
2
40
8
160
72
1440
«Физическое развитие»
3
60
12
240
108
2160
«Художественноэстетическое развитие»:
-Продуктивная деятельность:
«Социально коммуникативное развитие»
Итого:
Интегрируется в режимные моменты и совместную
деятельность
10
220
40
800
360
7200
ФЭМП
1
25
4
100
36
900
Окружающий мир
1
25
4
100
36
900
2
50
8
200
72
1800
Рисование
2
50
8
200
72
1800
Лепка (1 раз в две недели)
0,5
25
2
50
18
450
Аппликация (1 раз в две
недели)
-Музыкальное воспитание
0,5
25
2
50
18
450
2
50
8
200
72
1800
«Физическое развитие»
3
75
12
300
108
2700
«Познавательное развитие»:
Старшая
группа (от 5
до 7 лет)
«Речевое развитие»:
Развитие речи
«Художественноэстетическое развитие»:
«Социально коммуникативное развитие»
Итого:
Интегрируется в режимные моменты и совместную
деятельность
12
325
48
1200
432
10800
4
100
36
900
Вариативная часть
Дополнительное образование:
Кружок «Солнечные лучики»
1
25
Кружок «Речетворчество»
ИТОГО:
1
25
4
100
36
900
2
50
8
200
72
1800
СТРУКТУРА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Образовательный процесс делится на 3 блока:
1) образовательный блок 1 половины дня (7.30-9.30) включает в себя:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения);
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
2) развивающий блок (9.30-11.00) – организованное обучение (в соответствии с
расписанием организационной образовательной деятельности (НОД), представляет
собой образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной,
чтения);
3) образовательный блок 2 половины дня (15.30-17.30) включает в себя:
индивидуальную коррекционную работу;
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации
различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой,
познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкальнохудожественной, чтения);
деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной
программы дошкольного образования.
Планирование образовательной деятельности в ходе режимных моментов
Утренняя гимнастика
Комплексы закаливающих процедур
Гигиенические процедуры
Ситуативные беседы при проведении режимных
моментов
Чтение художественной литературы
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
ежедневно
Дежурства
Прогулки
ежедневно
ежедневно
Планирование образовательной деятельности в самостоятельной деятельности детей
Игра
Самостоятельная деятельность детей в центрах (уголках)
развития
ежедневно
ежедневно